Об изменениях в расчетах с иностранной валютой

Для стабилизации валютного рынка в Украине введены специальные меры, которые коснутся субъектов внешнеэкономической деятельности. Правда, поспешность, с которой эти меры были приняты, вызывает недоумение. К сожалению, ни законодатели, ни Национальный банк Украины не сочли нужным детализировать операции, по которым будет осуществляться обязательная продажа валюты на межбанковском валютном рынке Украины, а также, с какого же момента реально начнет действовать сокращенный период расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям. Изменения, внесенные в подзаконные акты Национальным банком Украины, не проясняют данную ситуацию, поэтому несложно предположить, что количество судебных споров с банками возрастет.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), существует высокий риск возникновения очередного финансового кризиса, который может распространиться как на страны с развитой экономикой, так и на страны с формирующимися рынками, к которым относится Украина.

Для устранения негативных факторов, влияющих на ход экономических процессов в Украине, НБУ должен иметь набор гибких инструментов, которые давали бы возможность оперативно внедрять на валютном рынке определенные требования по проведению валютных операций, которые будут соответствовать конкретной ситуации на внутреннем валютном рынке.

Одним из таких инструментов является требование об обязательной продаже части поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов — субъектов внешнеэкономической деятельности.

Вследствие отмены в 2005 году обязательной продажи валютной выручки НБУ лишился инструмента, который обеспечивал бы гарантированную продажу иностранной валюты на валютном рынке.

Еще одним инструментом влияния на валютный рынок является  сокращение сроков проведения расчетов по операциям, связанным с экспортом и импортом товаров . Целесообразность временного сокращения законодательно установленных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям резидентов объясняется тем, что в период нестабильной экономической ситуации проведение расчетов между субъектами внешнеэкономической деятельности требует установления более жесткого контроля.

С целью расширения спектра имеющихся инструментов влияния на валютный рынок Украины Законом № 5480 за НБУ закрепили право  временно вводить (с последующей отменой после стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и уравновешивания платежного баланса Украины) нормы об обязательной продаже части поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов Украины, а также относительно изменения сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.

Национальный банк Украины оперативно воспользовался предоставленным ему правом и изменил сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и ввел обязательную продажу поступлений в иностранной валюте.

Так, согласно Постановлению № 475, НБУ сроком на 6 месяцев:

изменил срок расчетов по операциям по экспорту и импорту  товаров, сократив его со 180 календарных дней до 90 календарных дней;

ввел требование об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте в виде валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам.

Обращаем внимание на то, что требования о сокращении расчетов в иностранной валюте и обязательной продаже поступлений в иностранной валюте на первый взгляд касаются только товаров и не относятся к работам и услугам.

Однако, согласно ст. 1 разд. I Закона о ВЭД, под «товарами» для целей внешнеэкономической деятельности понимаются любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие имущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

В то же время в Постановлении № 475 нет никакой оговорки о том, что термин «товары» необходимо использовать в том значении, которое приведено в Законе о ВЭД, поэтому до обнародования официальных разъяснений НБУ по данному вопросу нельзя однозначно сказать, какой же выручки на самом деле касается требование об обязательной продаже валюты — только товаров или же товаров, работ и услуг.

В нашей статье мы будем исходить из широкого определения термина «товары», данного в Законе о ВЭД.

Ясно лишь одно, что требование об обязательной продаже выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам распространяется на поступления в российских рублях и в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют.

Субъект межбанковского валютного рынка Украины (субъект рынка) обязан осуществить обязательную продажу поступлений в иностранной валюте в соответствии с требованиями Постановления № 475 и в установленном НБУ размере:

— без поручения клиента;

— не позднее следующего рабочего дня после зачисления таких поступлений на распределительный счет.

Согласно Постановлению № 479 размер поступлений, подлежащих обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, составляет 50 % валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам. Остальные поступления в иностранной валюте остаются в распоряжении резидентов и используются ими в соответствии с правилами валютного регулирования.

Официально Постановления № 475 и № 479 вступили в силу 19.11.2012 г. Однако, согласно ст. 3 Указа № 493, нормативно-правовые акты министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, регистрируемые Министерством юстиции Украины, должны вступать в силу через 10 дней после их регистрации, если в них не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Напомним, что зарегистрированы указанные Постановления № 475 и № 479 в Министерстве юстиции Украины 16.11.2012 г. Следовательно, вступить в силу они должны были не ранее 27.11.2012 г.

С какого момента действует 90-дневный срок расчетов в иностранной валюте

Постановлением № 475 изменены сроки, предусмотренные Законом № 185, согласно которым срок зачисления выручки в иностранной валюте на счета резидента в банках по экспортным операциям и отсрочки поставки товара по импортным операциям уменьшен со 180 до 90 календарных дней.

Данное ограничение не должно коснуться субъектов космической деятельности, для которых этот срок составляет 500 календарных дней, согласно ст. 6 Закона № 185, в которую изменения не внесены.

Согласно ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность. Это означает, что к событию, факту применяется тот закон (нормативно-правовой акт), во время действия которого они наступили или имели место.

Следовательно, 90-дневный срок расчетов распространяется на экспортные операции, по которым оформление таможенной декларации экспортируемой продукции, подписание акта или же другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг, проведены с 19.11.2012 г. (включительно)1.

Соответственно, при осуществлении импортных операций 90-дневный срок расчетов распространяется на произведенные авансовые платежи (при применении расчетов по импортным операциям резидентов в форме документарного аккредитива осуществленные уполномоченным банком платежи в пользу нерезидента) с 19.11.2012 года (включительно).

Если оформление таможенной декларации, подписание акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг по экспортным операциям, или платежи по импортным операциям происходили до вступления в силу Постановления № 475, то на расчеты по указанным экспортным и импортным операциям резидентов распространяются нормы Закона № 185, которые действовали до 19.11.2012 г., то есть 180 календарных дней.

Такой же вывод был сделан налоговыми органами в Письме № 13409/6/22-5018, когда была аналогичная ситуация в 2009 году и срок расчетов в иностранной валюте был сокращен до 90 календарных дней вместо 180.

Таким образом, с 19.11.2012 г., согласно ст. 1 Закона № 185, выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки таможенной декларации) экспортируемой продукции, а при экспорте работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Также, согласно ст. 2 Закона № 185, импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки поставки, в случае если такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики.

Порядок отражения обязательной продажи иностранной валюты

Продажа иностранной валюты может осуществляться по желанию ее собственника в целях приобретения другой иностранной валюты либо национальной валюты для расчетов с поставщиками, бюджетом, для выплаты заработной платы либо во исполнение Постановления № 479.

На территории Украины торговля иностранной валютой резидентами и нерезидентами — юридическими лицами должна осуществляться через уполномоченные банки и другие финансовые учреждения, получившие лицензию на торговлю иностранной валютой НБУ, исключительно на межбанковском валютном рынке Украины. Структура межбанковского валютного рынка, а также порядок и условия торговли иностранной валютой на межбанковском валютном рынке определяются НБУ (п. 1 ст. 6 Декрета № 15-93).

Средства в иностранной валюте, перечисленные из-за границы нерезидентами по внешнеторговым контрактам (договорам, соглашениям) в пользу резидентов, подлежат предварительному зачислению на распределительный счет (подпункт «а» п. 5.3 Инструкции № 492).

Уполномоченный банк обязан предварительно зачислять поступления в иностранной валюте, на которые распространяется требование об обязательной продаже, на отдельный аналитический счет балансового счета 2603 (п. 6 Постановления № 475).

Уполномоченный банк (уполномоченное финансовое учреждение) обязан (обязано) перечислять на текущий счет клиента без его поручения средства в иностранной валюте не позднее следующего банковского дня после дня их зачисления на распределительный счет. Указанное требование не распространяется на средства, которые согласно законодательству подлежат продаже на межбанковском валютном рынке Украины (п. 7 Постановления № 475).

Также в Постановлении № 479 не приведен перечень поступлений в иностранной валюте, на которые не должно распространяться требование об обязательной продаже. По мнению автора, не должны подлежать обязательной продаже поступления в иностранной валюте в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, поручения, консигнации или по агентским соглашениям и подлежащие перечислению резидентам и нерезидентам. Обязательной продаже может подлежать только комиссионное вознаграждение, полученное в иностранной валюте.

Обращаем внимание на то, что в Постановлениях № 475 и № 479 не оговорен предельный срок, в течение которого резиденту должна быть возвращена выручка от обязательной продажи 50 % иностранной валюты.

Таким образом, с 50 % поступлений в иностранной валюте, которые остаются в распоряжении резидента, все ясно, так как они должны быть зачислены на текущий валютный счет резидента не позднее следующего банковского дня после их зачисления на распределительный счет, а вот сроки по зачислению гривневого эквивалента проданной иностранной валюты в размере оставшихся 50 % в нормативных актах пока не определены, что создаст определенные трудности с определением балансовой стоимости такой проданной валюты.

Не все однозначно в нормативных актах и со статусом распределительных счетов.

Так, с одной стороны, поступление средств на распределительный счет не может считаться зачислением средств на банковский счет налогоплательщика, поскольку открытие счетов такого типа юридическим лицам не предусмотрено Инструкцией № 492. Такие распределительные счета имеют технический характер и не относятся к текущим.

Следовательно, расчетно-кассовые операции должны осуществляться непосредственно по текущим счетам, а распределительные счета используются банковскими учреждениями при перечислении определенных видов доходов в иностранной валюте на текущие счета клиентов как транзитные.

Однако резиденту, получившему иностранную валюту от нерезиднета,  не обойтись при обязательной продаже валюты без выписок из распределительного счета, где первоначально фигурирует операция с иностранной валютой.

Поэтому, с другой стороны, распределительные счета также являются счетами клиентов банка, а стало быть, поступление на них может расцениваться как зачисление средств от покупателя на банковский счет субъекта хозяйствования. Кстати, тот факт, что банки выдают своим клиентам выписки о движении средств на распределительных счетах, подтверждает эту позицию.

Следовательно, банк дает возможность владельцу текущего счета произвести учет иностранной валюты, поступившей в его пользу и подлежащей обязательной продаже, только с помощью выписки из распределительного счета, которая дает возможность не только определить балансовую стоимость валюты на момент поступления, но и проконтролировать поступление выручки от обязательной продажи валюты от субъекта межбанковского валютного рынка Украины (субъекта рынка).

Однако для плательщиков единого налога выписки из распределительных счетов не подойдут, так как им для определения дохода необходимо руководствоваться именно поступлениями на текущий счет или в кассу.

Напомним также, что, согласно п. 292.5 ст. 292 гл. 1 разд. XIV НК Украины, доход, полученный от осуществления операций по экспорту товаров (работ, услуг), выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному НБУ на дату получения такого дохода.

При этом, по мнению ГНСУ, изложенному в Единой базе налоговых знаний, в составе доходов у плательщиков единого налога учитывается сумма положительной курсовой разницы от продажи такой иностранной валюты. В случае образования отрицательной курсовой разницы от продажи валюты ее величина не уменьшает базу обложения единым налогом.

Следовательно, если при продаже иностранной валюты курс такой продажи на межбанковском валютном рынке Украины превышает курс НБУ на эту дату, в результате чего на текущий счет «единоналожника» зачисляется большая сумма средств в гривнях, то в его доход для целей налогового учета включается только положительная разница между суммой в гривнях, определенной по курсу продажи данной валюты на межбанковском валютном рынке Украины, и ее балансовой стоимостью по курсу НБУ на эту же дату.

Такой дополнительный доход у плательщиков единого налога будет возникать при обязательной продаже 50 % иностранной валюты, так как коммерческий курс валют обычно выше официального курса НБУ.

Обращаем также внимание читателей на то, что для целей налогового и бухгалтерского учета последствия обязательной и свободной продажи иностранной валюты будут абсолютно одинаковыми.

При обязательной продаже иностранной валюты налогоплательщик в состав своих доходов или расходов должен включать соответственно  положительную или отрицательную разницу между доходом от продажи и балансовой стоимостью такой валюты (абзац первый пп. 153.1.4 п. 153.1 ст. 153 разд. III НК Украины).

Термин «балансовая стоимость иностранной валюты», для целей пп. 153.1.4 п. 153.1 ст. 153 разд. III НК Украины, означает стоимость иностранной валюты, определенную по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, на дату отчетного баланса или на дату совершения операции в зависимости от того, какая дата наступила позже.

Под доходом от продажи иностранной валюты, исходя из общего определения термина «доходы», приведенного в пп. 14.1.56 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, следует рассматривать сумму гривень, полученную налогоплательщиком от продажи иностранной валюты в течение отчетного периода. Такой доход определяется по курсу, по которому инвалюта продана на межбанковском валютном рынке Украины.

Таким образом, при продаже иностранной валюты отражается лишь  свернутый результат операции — разница между доходом от продажи, определенным по коммерческому курсу межбанковского валютного рынка Украины, и балансовой стоимостью валюты (то есть стоимостью, определенной по официальному курсу НБУ на дату отчетного баланса) или ее стоимостью на дату осуществления операции (если операция происходит после даты баланса), определенной по официальному курсу НБУ.

Согласно п. 137.12 ст. 137 разд. III НК Украины датой получения доходов от продажи иностранной валюты является дата перехода  права собственности на нее. Именно на эту дату следует отражать в составе доходов/расходов и разницу между таким доходом и стоимостью инвалюты, определенной по официальному курсу НБУ на дату осуществления операции по продаже этой инвалюты.

Комиссионное вознаграждение банка в связи с продажей инвалюты относится к административным расходам, направленным на обслуживание и управление предприятием, а именно как плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков.

Список использованных документов:

НК Украины — Налоговый кодекс Украины

Закон № 185 — Закон Украины от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»

Закон № 5480 — Закон Украины от 06.11.2012 г. № 5480-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения инструментов воздействия на денежно-кредитный рынок»

Закон о ВЭД — Закон Украины от 16.04.1991 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности»

Указ № 493 — Указ Президента Украины от 03.10.1992 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»

Декрет № 15-93 — Декрет КМУ от 19.02.1993 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля»

Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492

Классификатор иностранных валют — Классификатор иностранных валют и банковских металлов, утвержденный Постановлением Правления НБУ от 04.02.1998 г. № 34

Постановление № 475 — Постановление Правления НБУ от 16.11.2012 г. № 475 «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте»

Постановление № 479 — Постановление Правления Национального банка Украины от 16.11.2012 г. № 479 «Об установлении размера обязательной продажи поступлений в иностранной валюте»

П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. № 318

Письмо № 13409/6/22-5018 — Письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 13409/6/22-5018 «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте в связи со вступлением в силу Закона Украины от 23.06.2009 г. № 1533-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса»

Источник:  Волинец Людмила  Экспресс Анализ № 49 (883) (Декабрь 2012)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.