Миндоходов «душит в утробе» заграничный онлайн-шоппинг

Повышая планку пошлин, Миндоходов надеется загнать любителей заграничного интернет-шоппинга в украинские магазины

Министерство доходов и сборов 4 июля вынесло на общественное обсуждение законопроект об изменениях в Таможенный и Налоговый кодексы относительно таможенного оформления товаров, которые перевозятся и пересылаются через украинскую границу. Декларирующий цель борьбы с беспошлинной пересылкой на территорию страны измельченных партий однородных товаров, документ снижает необлагаемую налогами стоимость одной международной посылки с 300 до 100 евро.

Если парламент примет этот закон, получатель будет обязан уплатить таможенную пошлину в размере 10% от суммы превышения беспошлинного лимита, а также НДС в размере 20% на эту сумму. Очевидно, что в этом случае, количество международных посылок, подлежащих налогообложению, увеличится в десятки, а то и сотни раз.

Ведь, как свидетельствуют данные Главного управления Миндоходов во Львовской области, в посылках из-за границы преобладают товары широкого потребления и личные вещи. Их цена в основной массе существенно ниже 300 евро. Не исключено, что в этом заключается причина очень скромных налоговых поступлений от международных посылок. Например, тоже львовское управление Миндоходов за первые три месяца 2013 собрало лишь чуть более 1 млн. грн. налогов с 949 тыс. посылок.

Возможно, министерство хотело бы видеть нечто большее, чем 1 грн. с посылки. Однако определенно сказать сложно, потому что Миндоходов не ответило на запрос «proIT», как относительно объемов собранных налогов с международных отправлений за последние три года, так и ожидания министерства по росту поступлений в бюджет от своей законодательной инициативы. Нет этой информации и в сообщении пресс-службы госструктуры по поводу начала общественного обсуждения законопроекта.

Вообще большая часть этого сообщения посвящена описанию благородной цели законопроекта: «Усовершенствовать упрощенный порядок пересылки товаров через таможенную границу Украины, чтобы максимально исключить его нецелевое использование и вместе с тем сохранить привычный для граждан и соответствующий европейским стандартам упрощенный порядок перемещения товаров». О снижении необлагаемой налогами стоимости международной посылки скромно написано лишь одно предложение.

По схожему принципу написана и объяснительная записка к законопроекту. Там внимание читателя акцентируют на том, что документ предназначен для исключения нецелевого использования беспошлинной пересылки товара и предлагает конкретный механизм борьбы с таким явлением. В частности, пересылаемые через границу товары, имеющие признаки измельченной партии и/или товаров, которые обычно не используются для удовлетворения повседневных потребностей граждан, независимо от их стоимости подлежат письменному декларированию.

К «подозрительным» признакам Миндоходов отнесло качества товара, свидетельствующие об их применении в промышленности, а не в повседневной жизни граждан, количество и однородность, периодичность перемещения. Для отслеживания истории и периодичности перемещения законопроект предусматривает создание системы обмена информацией между органами Миндоходов и операторами почтовой связи.

В результате, возникает вопрос, если министерство нашло способ борьбы с контрабандой коммерческих партий товара, ради которого и создавался законопроект, тогда зачем снижать ставку беспошлинной пересылки международных отправлений? Ответ находится в 8-м разделе объяснительной записки под названием «Показатели результативности акта». Ключевым показателем там назван размер поступлений в государственный и местные бюджеты и государственные целевые фонды.

Вадим Бабаев, президент службы доставки покупок из зарубежных интернет-магазинов NewYork.in.ua, так характеризует законодательную инициативу Миндоходов: «Вероятность принятия закона достаточно велика, хотя и не выглядит последовательным шагом. Не так давно порог был 200 евро, который повысили до 300. Не прошло и двух лет, как кто-то почувствовал, что розницу лихорадит, а бюджет начинает катастрофически терять валюту с геометрической прогрессией. Уверен, умалить торговый интернет-трафик — это утопия. Это похоже на действия луддитов, ломающих паровые машины в свое время, считавшие их основной причиной безработицы в Англии 19 века».

Тем не менее, эксперт считает, что 100 евро немалая сумма для товаров из США. Если она будет утверждена, изменится структура импорта. Увеличится трафик из США, так как американские товары при аналогичном качестве обходятся дешевле, даже с учетом доставки. Поэтому на 100 евро покупатель сможет приобрести и перевезти больше. «Страна находится в глубочайшей рецессии и здоровой альтернативой ритейлу выступает интернет, доверять которому покупателя заставляет его худеющий на глазах кошелек», — объясняет преимущества покупок в зарубежных интернет-магазинах. Несколько иную позицию занимает Вадим Чадюк, представитель сервиса доставки Seller-Online. Он говорит, что даже сейчас, когда действует порог в 300 евро, украинские покупатели не всегда стараются уложиться в эту сумму при покупке в зарубежном интернет-магазине. Вместе с тем, он признает, что снижение беспошлинной ставки в целом уменьшит объем покупок украинцев. «У получателей коммерческих партий возникнут дополнительные издержки на пересылку товаров большим числом посылок. У них будет два выхода, разбивать объемы товара на более мелкие партии либо искать альтернативные возможности доставки товара на территорию Украины», — считает представитель Seller-Online.

Обобщенная позиция участников рынка сводится к тезису, что процесс «закручивание гаек», под которым подразумевается принятие законопроекта, всегда негативно сказывается, в первую очередь, на рядовых гражданах. Игроки апеллируют к опыту России, где ставка беспошлинного перемещения международной посылки с 1 июля 2010 составляет 1000 евро. Правда это месячный лимит тогда, как в Украине сейчас действует суточный лимит 300 евро. Впрочем, еще печальнее дела обстоят в Белоруссии, где месячный лимит составляет всего лишь 120 евро.

В любом случае, предложенный Миндоходов законопроект в реальности очень далек от задекларированной цели «усовершенствовать упрощенный порядок пересылки товаров через таможенную границу Украины» и «сохранить привычный для граждан и соответствующий европейским стандартам упрощенный порядок перемещения товаров». На самом деле законопроект призван существенно расширить спектр налогооблагаемых заграничных покупок рядовых граждан, и вынудить многих из них снова покупать товары в Украине, где в ценах товаров заложены все налоги и пошлины.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.